Единый телефонный номер «112» работает в Московской области вот уже 4 года.
С июня 2015 года на всей территории Московской области работает единый телефонный номер «112», по которому любой житель может вызвать экстренные оперативные службы. В том числе противопожарную, полицию службу реагирования в чрезвычайных ситуациях, скорую медицинскую помощь, аварийную службу газовой сети и «Антитеррор». Основная цель системы — как можно быстрее оказать экстренную помощь населению при угрозах для жизни и здоровья, способствовать уменьшению материального ущерба при несчастных случаях, авариях, пожарах, нарушениях общественного порядка и при других происшествиях и чрезвычайных ситуациях. Также, позвонив на номер «112», заявитель может получить консультацию по вопросам безопасности и способам защиты от чрезвычайных ситуаций. Система работает по принципу единого окна.
Заявителю не нужно задумываться какую службу ему необходимо вызвать, вспоминать номер телефона отдельной структуры. Ведь в некоторых случаях необходимо реагирование нескольких служб одновременно. Заявитель набирает номер 112, описывает причину обращения, отвечает на вопросы оператора: — что произошло; — адрес происшествия; — время происшествия; — количество и сведения о пострадавших; — данные заявителя.
Оператор сам определяет, какие службы необходимо задействовать, чтобы оказать помощь заявителю. Уже в процессе опроса заявителя, службы начинают реагирование — осуществляют сбор и выезд на место происшествия. Звонить можно как со стационарных телефонов, так и с мобильных даже в отсутствии sim-карты и без денежных средств на счёте.
В городском округе Щёлково «Система-112» функционирует на базе Единой дежурно-диспетчерской службы. В состав системы включены экстренные оперативные службы, в том числе полиция, ГИБДД, скорая медицинская помощь и аварийная служба газовой сети. С июня 2017 года запущен проект интеграции Системы-112 Московской области и «ЭРА-ГЛОНАСС». Операторами Системы-112 обработано уже более 1000 вызовов на ДТП, осуществленных с помощью оборудования системы экстренного реагирования при авариях.
В 2017 году в «Систему-112» региона внедрён специальный автоинформатор, который оповещает заявителя об ответственности за ложные вызовы. Вызов оперативных служб из хулиганских побуждений карается законом — статья 207 Уголовного кодекса РФ предусматривает за это штраф в размере до 200 тысяч рублей, исправительные работы от трех до шести месяцев и даже лишение свободы на срок до пяти лет. Необходимо понимать, что ложные вызовы занимают линию. А в это время кто-то действительно нуждается в помощи пожарных, правоохранительных органов, спасателей, скорой помощи.
В 2017 году Московская область первой в России запустила функцию вызова экстренных служб по SMS. Ее поддерживают все мобильные операторы, работающие на территории региона. Для вызова теперь достаточно направить SMS-сообщение на номер «112». При необходимости информацию у заявителя уточнят также посредством SMS. В первую очередь эта функция будет удобна для лиц с нарушением слуха и речи. Так же для лиц с ограниченными возможностями здоровья организован способ обращения в Систему-112 Московской области при помощи программного обеспечения Skype. Достаточно набрать в программе имя абонента «Help112mo» и осуществить вызов. Звонок примет сурдопереводчик.
Система-112 Московской области является самой масштабной на территории Российской Федерации. В работе задействовано более 3600 специалистов. В Системе-112 круглосуточно работают психологи, сурдопереводчики и даже лингвисты. Так, в случае обращения иностранного гражданина, пребывающего на территории Московской области, не владеющего русским языком, вызов будет переведен на переводчика-лингвиста. Психологи Системы-112 помогут заявителю, находящемуся в состоянии аффекта, по причине пережитого стресса, а также окажут помощь гражданам на пороге суицида. В 2019 году операторы-психологи подключались к общению с заявителями более 800 раз.
В июне 2018 года в Систему-112 внедрена функция геопозиционирования — автоматического определения местонахождения звонящего. Теперь при обращении по номеру «112» система автоматически определяет сектор, в котором находится заявитель. Если телефон пострадавшего заряжен и исправен, спасатели, имея географические координаты, смогут сориентировать заблудившегося человека на выход из леса, либо оперативно направить на помощь поисковый отряд. Кроме того, в областном Комитете лесного хозяйства установлено автоматизированное рабочее место Системы-112. Благодаря этому повышена оперативность передачи информации о различных происшествиях в лесах.
Для населения Московской области разработано мобильное приложение «112 МО», позволяющее при нажатии одной кнопки обратиться за помощью. Помимо этого приложение содержит справочную базу о поведении и мерах безопасности при возникновении чрезвычайной ситуации до прибытия на место экстренных оперативных служб, а также сведения о плановых и аварийных работах по отключению электро-, водо- и теплоснабжения, проводимых в муниципалитете.
В целях информирования жителей г.о. Щёлково по вопросам гражданской бороны, в том числе чрезвычайных ситуаций, а также для популяризации единого номера вызова экстренных оперативных служб «112», в социальной сети «ВКонтакте» создана группа «ЕДДС-112 г.о. Щёлково». Так, ознакомиться с полезной информацией можно по ссылке: vk.com/edds112schelkovo.